Почти 10 лет Россельхознадзор разрабатывал систему "Меркурий": по замыслу ведомства, она должна «обелить» российский рынок продовольствия. И вот, прошли первые десять дней, как в России начала действовать электронная ветеринарная система. Против ее внедрения выступали участники рынка, в частности, производители и переработчики молока.
«АгроВестник» поделился с экспертами рынка сомнениями производителей и получил от них комментарии по ряду вопросов.
АгроВестник: Некоторые производители высказывают мнение, что Меркурий лишь подменяет бумажный документооборот на электронный. Даже говорят о том, что в работе ветеринарной службы есть парадокс – когда документы выписаны той же самой федеральной службой другого региона, по каким-то причинам не принимаются.
Аркадий Пономарев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Переход на электронные ветеринарные сопроводительные документы как раз таки упорядочит процесс сбора и анализа информации о движении сельскохозяйственного сырья и готовой продукции. Система позволит в режиме online отследить, из какого сырья произведен тот или иной продукт, «высветить» и закрыть доступ на рынок фальсифицированной и контрафактной продукции.
Поэтому бояться этого нововведения стоит только тем производителям, кому есть что скрывать. Да и доверие к бумажным справкам в отрасли низкое. Их нередко подделывали либо оформляли без должного осмотра животных на местах. Из-за чего проблема оборота фальсифицированной и контрафактной продукции приобрела угрожающие масштабы.
Обязательная для всех электронная ветсертификация только что стартовала. Естественно, будут ошибки, возможны сбои системы. В техническом и организационном исполнении у системы есть множество принципиальных проблем. Их нужно устранять и двигаться дальше, отшлифовывать применение ЭВС.
АгроВестник: В чем заключаются основные трудности работы в «Меркурии»?
Павел ВЛАСОВ, руководитель службы бизнес-приложений департамента информационных технологий ГК «АгроПромкомплектация»: С моей точки зрения, в проекте ФГИС «Меркурий» есть ряд моментов, которые вызывают вопросы в практической плоскости его реализации. Я считаю, что систему следовало развертывать поэтапно – таким образом, чтобы переход к каждому новому этапу проекта происходил после учета результатов внедрения на предыдущем этапе. При этом каждый новый шаг в развитии системы сопровождался бы исправлением всех выявленных ранее недоработок. Например, было бы разумно для начала ввести обязательную электронную ветеринарную сертификацию только для сырья, исключив оборот готовой продукции. Тогда все предприятия и их поставщики имели бы возможность сфокусироваться на обеспечении пресловутой прослеживаемости электронных ветеринарно-сопроводительных документов на поставку, добиваясь достоверности и беспроблемности их оформления в системе и гашения по сырью.
В качестве следующего этапа можно было бы распространить покрытие системы и на некоторые (но не на все) группы готовой продукции. Все-таки электронная ветсертификация по обороту готовых продуктов и по мясному сырью (например, по «живку») существенно отличается задачами и масштабами ведения бизнеса. И если бы внедрение ФГИС «Меркурий» осуществлялось поэтапно, было бы гораздо меньше неразберихи в процессе подготовки к старту системы и уж, тем более, при ее полноценной эксплуатации.
Также к недостаткам текущей реализации проекта «Меркурий» следует отнести отсутствие централизованной консолидации так называемых кодов GUID, на которых в ней как раз и построен электронный обмен информацией. Сейчас внесение «гуидов» в систему «Меркурий» отдано полностью на откуп самим участникам хозяйственной деятельности, т.е. пользователям «Меркурий». В результате мы получили полный хаос, когда одна и та же торговая площадка может отображаться в виде двух, а то и в большем количестве записей. И в этом случае для ввода корректной информации в «Меркурий» каждый раз придется уточнять у контрагента действительно корректный номер GUID, чтобы его ввести уже в ручном режиме. Но гораздо хуже, если система будет блокировать работу из-за проявившейся ошибки в указании GUID, когда придется оперативно выявлять источник ее возникновения – то ли оператор выбрал не тот номер, то ли в системе оказался неправильный номер, то ли сам контрагент предоставил ошибочную информацию. Очевидно, что это отнимает время и требует дополнительных трудозатрат. Если бы процесс консолидации данных по отдельным хозяйствующим субъектам был централизован и делегирован одному единственному регистрационному органу с общим для всех реестром, проблем не было бы вообще.
АгроВестник: На сколько Меркурий будет эффективен в борьбе с фальсификатом?
Аркадий Пономарев: На этот вопрос поможет ответить время. Уже через несколько месяцев мы сможем оценить эффективность системы в плане «оздоровления» продовольственного рынка и укрепления конкурентной среды.
Павел ВЛАСОВ: С точки зрения подтверждения натурального происхождения нашей молочной продукции система «Меркурий» способна помочь честным производителям объективно доказать натуральность происхождения своей продукции, что мы получаем молоко определенной жирности из эквивалентного количества настоящего коровьего молока, которое дают коровы из нашего собственного элитного поголовья. Но это сработает лишь в том случае, если будет открыта достоверная информация для потребителя касательно анализа ингредиентов любого подконтрольного продукта, представленного в рознице, на основе данных из ФГИС «Меркурий». Мы только за, поскольку нам скрывать нечего.
Сейчас рано оценивать систему или подводить итоги касательно ее значимости и пользы для государства, контролирующих органов и отдельных хозяйствующих субъектов. У всех свои интересы. Но мы должны руководствоваться реальностью, а не фантазиями. Федеральный закон не изменить, за исключением внесения смягчающих поправок в нормативные акты, регулирующие порядок ввода в эксплуатацию системы и уровень ответственности хозяйствующих субъектов за невыполнение требований закона. Очевидно, что вряд ли инициаторы внедрения ФГИС «Меркурий» станут сразу же настаивать на применении жестких репрессивных мер в отношении предприятий, допустивших нарушения.
АгроВестник: Какие плюсы от внедрения программы вы видите?
Павел ВЛАСОВ: Об этом можно будет говорить предметно лишь после того, как все 100% хозяйствующих субъектов полностью в нее интегрируются. В этом случае каждый пользователь системы сможет объективно оценить прослеживаемость поставок и производства, а также получить эффективный инструмент защиты от контрафакта и фальсификации натуральной пищевой продукции, контроля возвратов, срока годности продукции при ее нахождении на полках ритейлеров. Вероятно, плюсов от реализации системы «Меркурий» будет много, но только лишь при условии, что система будет работать корректно и также корректно в ней будут отображаться все данные и идентификаторы предприятий.
Главная цель «Меркурия» - прослеживаемость. Правда, сама идея не нова, и наша отрасль и так постепенно к этому шла. Собственно, что означает прослеживаемость? Система должна знать всю историю происхождения продукции. Что необходимо каким-то образом реализовать. Например, за счет кодирования в этикетке определенной информации. Для этого на групповую упаковку помещаются коды, которые однозначным образом идентифицируют саму упаковку и производственную партию, в рамках которой продукция была выпущена. Это в свою очередь означает, что на каждом производстве должна работать некая учетная система, обеспечивающая сквозной учет и идентификацию продукции. Крупные федеральные сети самостоятельно озаботились решением этой задачи, поработали над проблемой и разработали комплекс требований к поставщикам. Первоначально многим производителям казалось, что требования к кодированию логистической упаковки несколько завышены, и поначалу они ставили под вопрос необходимость столь серьезных нововведений. Однако по мере того, как производители продуктов питания стали все глубже погружаться в решение логистических проблем, даже скептики из их числа в какой-то момент осознали, что эти требования на самом деле очень актуальны. И, как показал опыт, для того, чтобы в полной мере удовлетворять этим прогрессивным требованиям, на предприятии должна быть внедрена эффективная система автоматизированного учета. Чем мы своевременно и озаботились.
АгроВестник: Необходимость обмена данными с системой «Меркурий» замедляет процессы на ваших производствах?
Павел ВЛАСОВ: Необходимо понимать, что без автоматизации производственных процессов, без внедрения системы управления складом полноценная работа с системой «Меркурий» затруднится и потребует привлечения серьезных людских ресурсов (хотя и это не сможет полностью избавить от простоев). Но поскольку мы сразу понимали риски, с которыми нам предстоит столкнуться, еще на начальном этапе мы инвестировали средства в автоматизированную систему управления складом и интеграцию с ГИС «Меркурий», чтобы впоследствии, как я уже говорил, по нажатию кнопки у нас гасились и выписывались сопроводительные документы.