Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Причины роста спроса на сельхозтехнику в России

Источник: Коммерсантъ
 Михаил Мураховский

Интервью: Михаил Мураховский

Генеральный директор по сельхозтехнике CNH Industrial в России

Рынок сельхозтехники в России не пострадал от кризиса и растет ускоряющимися темпами. О ситуации в сегменте “Ъ” рассказал гендиректор по сельхозтехнике CNH Industrial в России Михаил Мураховский.

— Как бы вы оценили ситуацию на рынке сельхозтехники сегодня?

— В большей степени сегодня мы видим рост в сегменте комбайнов. По результатам девяти месяцев рынок зарубежных комбайнов вырос на 59%, тогда как весь рынок — на 33%, по нашим оценкам.

— Почему продажи комбайнов идут активнее, чем тракторов?

— За счет совокупности факторов. Во-первых, общий фактор, который повлиял на весь рынок,— это доступность инвестиционных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей: в связи с хорошими ценами на конечную продукцию нашим клиентам удалось сформировать достаточную финансовую базу для того, чтобы инвестировать ее в средства производства. Во-вторых, если посмотреть конкретно на сегмент комбайнов, то в нем, безусловно, движущей силой спроса является устаревание парка. И это на фоне того, что сегодня новые технологии в комбайнах, связанные с точным земледелием, автоматическими системами настройки, позволяют — хотя техника недешевая — заменить три-четыре старых комбайна одним новым. При этом расходы на сервис и запасные части значительно ниже, чем на старый комбайн, поэтому многие клиенты, обладая финансовым ресурсом, естественным образом пришли к решению обновления парка.

Третья причина — общая тенденция увеличения парка комбайнов. На рынке дефицит этой техники, и многие клиенты вынуждены привлекать третьи стороны, так называемые МТС, для того, чтобы убирать зерно на собственных территориях. Обладая финансовыми возможностями, они приняли решение инвестировать в собственный парк. Потому что в период сезонных полевых работ, в период уборки зачастую складывается ситуация, когда у клиента нет возможности привлечь внешние ресурсы — они недоступны, так как заняты на каких-то других полях.

— Повышение ставки ЦБ увеличит стоимость финансирования для аграриев. Ожидаете ли вы замедления роста рынка?

— Финансирование подорожает, но нужно принимать во внимание, что для зарубежных производителей повышение ставки ЦБ компенсируется укреплением рубля. Причем не только компенсируется: приобретение техники становится даже более выгодным.

— Какая динамика рынка в сегменте тракторов?

— Это вторая опорная точка нашего бизнеса, с точки зрения объемов ключевая. Рынок в целом существенно растет: и локальные производители, и зарубежные производители увеличили продажи приблизительно на 50%. Если говорить о зарубежных производителях, то они прирастают на 54% по сравнению с прошлым годом.

Отдельно я бы хотел отметить положительную динамику в сегменте небольших тракторов. Это связано с развитием садовых хозяйств, причем не только в традиционных южных регионах, но и в регионах Черноземья. Мы видим большой потенциал в этом сегменте и позитивно оцениваем перспективы его развития.

Если говорить про другие сегменты, то безусловным лидером с точки зрения динамики спроса является сегмент тракторов в диапазоне 200–250 л. с.

Это обусловлено в первую очередь универсальностью этих тракторов, так как они используются как в животноводческих хозяйствах, так и в растениеводстве и популярны не только у крупных агрохолдингов, но и в небольших фермерских хозяйствах. Также высокая динамика в сегменте высоконагруженных классов тракторов, это 8-й тяговый класс и выше, и здесь как раз большую роль играет общий дефицит подобной техники. По экспертным оценкам, в России дефицит техники в этом сегменте составляет порядка 40%. При этом внутри оставшихся 60% еще порядка 35–40% — это техника, которая на сегодняшний день уже отработала свой ресурс. И это именно та причина, по которой в этом сегменте в 2021 году мы видим, я бы сказал, взрывной спрос. Это отражается и в цифрах наших исконно российских производителей тракторов.

— Вы несколько раз упоминали фактор доступности. Есть ли дефицит техники?

— Определенный дефицит в некоторых сегментах существует. Как у производителя техники, у нас есть четкое понимание спроса на первое полугодие следующего года как по тракторам, так и по комбайнам, и большая часть размещенных и планируемых заказов в производство уже законтрактована.

— Разве это традиционная ситуация? Сельхозтехнику всегда начинали покупать осенью.

— Да, до 2019 года включительно фактор сезонности был более ярко выраженным. А сейчас он значительно сглаживается, и мы видим, что фермеры, обладая ресурсами, готовятся к сезону заранее. Они готовы ее приобретать и в четвертом квартале для того, чтобы к началу сезонных полевых работ быть в состоянии полной боеготовности. Это обусловлено определенными проблемами, в том числе на глобальном уровне, связанными с логистическими цепочками, наличием компонентов и так далее. То есть готовят сани летом, а телегу зимой. Мы уже в конце 2020 года видели динамику смещения сезонного спроса, в 2021 году сезонный фактор сгладился еще более значительно.

— Ситуация в других странах как-то отличается?

— В целом динамика схожа с той, что мы наблюдаем в России. Рынками опережающего роста кроме российского являются также рынки Северной и Южной Америк. Несколько меньшими темпами растет европейский рынок, высокая динамика в Австралии. Если говорить о мировом рынке сельхозтехники в целом, то я бы говорил о росте порядка 35% к прошлому году.

Возможно, вам это будет интересно