Telegram Agrovesti chanel
Реклама

АПК под влиянием пандемии COVID-2019: кто поможет сельскому хозяйству

Источник: Деловая газета. Юг

Сельское хозяйство пока не попало в список отраслей, больше всего пострадавших от ситуации с пандемией. Однако проблем в АПК не миновать, первые сложности уже почувствовали на себе животноводы и тепличники. С другой стороны, сегодняшний кризис открыл для сельхозпредприятий и новые возможности.

В первые дни действия в стране режима самоизоляции Министерство сельского хозяйства РФ выступило с официальным заявлением, что повышения цен на основные категории продуктов питания не предвидится. Но вскоре представители отраслевых союзов и общественных организаций стали говорить об обратном. Как отмечал генеральный директор Национального союза молока (Союзмолоко) Артем Белов, животноводы используют в первую очередь импортные кормовые и витаминные добавки, зарубежное оборудование, иногда даже скот завозят из-за рубежа. Поэтому рост цен на молочные продукты в среднесрочной перспективе неизбежен. Производители попросили отменить требование об обязательной маркировке молочной продукции, так как на это потребуется 35 млрд рублей. Сегодня эти затраты являются неподъемными для отрасли и, по оценкам экспертов, сопоставимы с годовой прибылью всей отрасли. Власти эти просьбы, похоже, услышали. В начале апреля было объявлено о переносе сроков введения маркировки «молочки» до 1 октября 2021 года.

Рост себестоимости производства (а вместе с ней и цен) эксперты прогнозируют и в мясной отрасли из-за высокой доли импортных составляющих. Например, в птицеводстве, по оценкам Национальной мясной ассоциации, стоимость до 30 % составляющих напрямую оценивается в долларах (соевый шрот, кормовые добавки, аминокислоты).

Однако существенный рост отпускных цен ограничен низкой покупательной способностью населения и высокой конкуренцией на рынке, что создает для производителей эффект ценовых ножниц. Это характерно как для производства говядины, так и для птицеводческой и свиноводческой отраслей. Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев считает, что финансовая нагрузка будет особенно тяжелой для тех предприятий, которые привлекли кредиты на модернизацию производства и инвестировали в приобретение импортного оборудования.

Бьют тревогу овощеводы. Из-за режима самоизоляции на 30 % сократились объемы потребления свежих овощей, а оптовая цена упала на 50 %. По оценкам исполнительного директора Национального союза производителей плодов и овощей Михаила Глушкова, рентабельность тепличного производства в среднем держится на уровне 9–12 %. Для владельцев теплиц такое снижение продаж и цен — серьезный удар.

Пшеница будет в дефиците?

Самой защищенной от кризисных явлений считается сфера растениеводства. Аграрии успели подготовиться к сезонным полевым работам и заранее закупили все необходимое. Так, в Краснодарском крае погодные условия и ресурсные возможности позволили провести весеннюю посевную кампанию в хорошем темпе и без сбоев. Сев яровых культур прошел в оптимальные агрономические сроки, а в третьей декаде апреля в регионе стартовал сев риса. В 2020 году яровой сев на Кубани был запланирован на площади 1,9 млн гектаров, в том числе яровых зерновых и зернобобовых культур — 800 тыс. гектаров, технических культур — 901 тыс. гектаров, кормовых культур — 262 тыс. гектаров.
Как ранее заявлял генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, в отличие от всех прежних пандемий (птичьего и свиного гриппа) пандемия коронавируса не вызвала обвала цен на пшеницу на мировых рынках. И даже напротив — заметно укрепила их.

«Выяснилось, что пшеница — главный продовольственный товар. Во Франции, в США и других странах покупатели сметали с полок всю муку и мучные изделия. Ситуация напоминала психоз: страны боялись остаться без пшеницы, и потому мировые биржевые цены вопреки всем ожиданиям начали расти», — отметил Дмитрий Рылько.

В сочетании с этим фактором дешевый рубль в России способствовал ажиотажу на внутреннем зерновом рынке. Закупочные цены на пшеницу били рекорды: за тонну экспортного четвертого класса платили свыше 15 тыс. рублей. Вот только воспользоваться ситуацией смогли не все растениеводы, так как основная масса обычно продает зерно еще до наступления нового года. Те же, кто имел запасы, испытали горечь и разочарование после того, как правительство ввело квоту на экспорт зерна.

По оценкам Минсельхоза РФ, нетарифная квота на экспорт зерна должна стабилизировать цены на зерновые культуры и обеспечить внутренние потребности страны в зерне. Квоту в 7 млн тонн ввели с 1 апреля по 1 июля. Но экспортеры полностью исчерпали ее уже 26 апреля. Гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко предрек волну дефолтов на зерновом рынке среди компаний, которые купили зерно у производителей, но теперь не могут вывезти его из страны.

В мире уже заговорили о предстоящем дефиците российской пшеницы. Свою лепту внесли и погодные условия в южных аграрных регионах. От возвратных заморозков и дефицита почвенной влаги, по оценкам экспертов, не менее 8 тыс. гектаров озимых посевов пострадало в Краснодарском крае и Ростовской области. А на Ставрополье вообще ввели режим ЧС из-за засухи: погибло 11,4 тыс. гектаров посевов озимых, более 165 тыс. гектаров находилось в критическом состоянии. Обсуждалась даже возможность искусственно вызвать дождь, но до этого не дошло. В первой половине мая в крае выпали осадки. Правда, теперь на Ставрополье обрушилась новая напасть — ливни с градом.

Никому не нужный урожай

В свою очередь, кубанские фермеры обеспокоены проблемой сбыта своей продукции. Из-за карантина они не имели возможности даже привезти рабочих на поля для сбора урожая, не могли вывезти овощи и фрукты на рынок. Многие понесли убытки: сельхозпродукцию вынуждены были просто выбрасывать. В конце апреля Интернет облетели ролики, на которых фермеры Краснодарского края дискуют редис в поле или выбрасывают его в лесополосы. Такие факты отмечены, например, в Гулькевичском и Усть-Лабинском районах. Причины называют разные, в том числе введенные в крае транспортные ограничения в связи с пандемией. Об этом, в частности, заявлял полномочный представитель губернатора Краснодарского края по взаимодействию с фермерами Вячеслав Легкодух. По его словам, из-за того, что передвижение транспорта и граждан между муниципальными образованиями, станицами и районами ограничено, многие перекупщики просто отказались от поездок и ушли с рынка. В результате фермеры, работавшие с перекупщиками, остались один на один со своим урожаем. Вдобавок в апреле закрыли все рынки и ярмарки выходного дня, и продавать свою продукцию фермерам стало практически негде.

Председатель краевой АККОР Виктор Сергеев также подтверждал существование проблемы: закупочные цены на редис упали ниже себестоимости, до 10–15 рублей. Поэтому фермерам выгоднее не убирать урожай, а оставлять его в поле как удобрение и сеять другие культуры.

Впрочем, как сообщала пресс-служба администрации Краснодарского края, власти региона разработали меры поддержки аграрного сектора, пострадавшего во время пандемии. В частности, на сайте министерства сельского хозяйства действует специальная электронная площадка. Аграрии могут внести информацию об объемах производимой продукции и свои контактные данные. Доступ к ресурсу также имеют и потенциальные покупатели, в том числе представители торговых сетей. Как уточнил вице-губернатор Андрей Коробка, курирующий сельское хозяйство, около 6 тыс. производителей уже зарегистрировались на этой площадке. Информацию агропортала используют в том числе более 200 предприятий или покупателей из других регионов. Также процедуру заключения прямых договоров с сельхозпроизводителями упростили крупные торговые сети.

Есть возможности для роста

Кризисные явления в целом оказывают негативное воздействие на отечественное сельское хозяйство. Несмотря на то что из-за ослабления курса рубля растет конкурентоспособность отечественных экспортеров и стимулируется импортозамещение, параллельно увеличиваются и издержки производства. По мнению экспертов, сегодняшняя ситуация отрицательно скажется на развитии АПК и потребует серьез­ной поддержки сельхозпроизводителей.

Депутаты Госдумы РФ еще в конце апреля предложили отнести сельское хозяйство к отраслям экономики, наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции. Как заявлял руководитель рабочей группы, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов (КПРФ), уже в ближайшее время ожидается значительное снижение выручки МСП в овощеводстве, картофелеводстве, производстве молочной и мясной продукции. Также депутат озвучил меры, направленные на снижение издержек аграриев. Например, освобождение малых форм хозяйствования от страховых взносов и отчислений на своих работников до конца 2020 года при условии сохранения уровня заработной платы и количества персонала либо снижение общего объема отчислений в фонды для сельхозпредприятий с 30 до 15 %. Также предлагается продлить сроки выплаты основного долга по краткосрочным кредитам, привлеченным по льготной ставке, снизить тариф на элек­тро­энер­гию или приравнять его к тарифу для населения.

Но, несмотря на сложную ситуацию в экономике, для некоторых направлений российского АПК сегодня открываются возможности для развития. Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка выделил три ключевых фактора влияния кризиса на российский АПК: рост валютного курса, изменение объема внутреннего рынка и разрыв глобальных производственно-сбытовых цепочек. Исходя из степени влияния этих факторов, Россельхозбанк составил рейтинг сельскохозяйственных отраслей, перед которыми открываются новые возможности для роста, несмотря на кризис.

Кто выиграет в кризис

Отрасли, ориентированные на экспорт, такие как производство зерна, масличных и продуктов их переработки, а также рыбохозяйственный комплекс получают мощную поддержку от снизившегося курса рубля. По оценкам Минсельхоза РФ, ключевым драйвером увеличения экспорта станет масложировая продукция, что потребует роста урожайности масличных культур, расширения посевных площадей и строительства перерабатывающих предприятий. Так, до 2024 года будут введены новые маслоэкстракционные заводы суммарной мощностью 2,6 млн тонн соевых бобов в год.

В экономику Краснодарского края бизнес продолжает инвестировать даже в сегодняшних не самых простых условиях. Как указано на сайте администрации региона, муниципалитеты Кубани с начала года заключили более 70 соглашений о намерениях реализации инвестпроектов. Общая сумма инвестиций должна составить более 25 млрд руб­лей. И наибольшее количество проектов, как отметил вице-губернатор Василий Швец, планируется создать в сфере агропромышленного комплекса. Их реализация позволит создать около 1,7 тыс. рабочих мест — 57 % — в секторе АПК.

Речь идет прежде всего о производственных предприятиях в различных районах края: это строительство мукомольного комбината в Ейском районе, тепличного комплекса по выращиванию ягод — в Белореченском, завода по переработке сельскохозяйственной продукции — в Усть-Лабинском и высокотехнологичного инкубатория производительностью около 18 млн цыплят в год — в Ленинградском.

Словом, кризис — это не повод для паники. Как бы ни было тяжело, сегодня выиграют те, кто не станет сидеть сложа руки, а воспользуется ситуацией. И не только в сфере АПК.

Возможно, вам это будет интересно